«Время – деньги» – не только известный афоризм, но и научная формула. Руб./час – именно в таких единицах измеряется производительность труда (объем продукции (в деньгах), выпущенной за час рабочего времени). Вот только оказывается, что по-настоящему работают многие из нас в течение рабочего часа, мягко говоря, совсем не час. На что только не тратит время среднестатистический работающий гражданин – здесь и перекуры, и болтовня с коллегами, и залипания в соцсетях, и созвоны с родными, и подходы к кофемашине... И все это время работодатели оплачивают своим сотрудникам. Как влияет растранжиривание драгоценных рабочих часов на нашу экономику и на каждого из нас? И что можно с этим сделать?
Начнем с курения. Из-за перекуров и, как следствие, снижения продуктивности работодатели теряют 443 млрд рублей в год — такую цифру привел министр здравоохранения Михаил Мурашко весной этого года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Экономические потери от курения, связанные с низкой производительностью труда, ведомство оценило в сумму от 0,8 до 2% ВВП. Минздрав даже предлагал увеличить для курильщиков рабочий день.
Не менее пугающие цифры содержатся в исследование ученых из Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ. Согласно данным экспертов «Вышки», курящий работник тратит на перекуры 22 рабочих дня, а в целом курение наносит экономике страны урон в 1,5% от ВВП каждый год.
Мы не знаем точно, какими именно методиками руководствовались эксперты, но давайте проведем расчеты сами. В 2023 году, по данным Росстата, ежедневно курили 16,4% россиян старше 15 лет, еще 2,3% делали это периодически. В пересчете на трудоспособное население России это около 14 млн человек. (ВЦИОМ дает другие цифры — 30% курящих россиян, но мы возьмем для расчета более оптимистичные данные Росстата.)
Предположим, что каждый курильщик выкуривает в среднем 5 сигарет в течение рабочего дня и тратит на каждый перекур — ну, скажем, 5 минут. Получается 25 минут в день. Это чуть больше 2-х часов в неделю, или 8-9 часов в месяц. Если человек работает 11 месяцев в году, то тратит на перекуры он 90-100 часов в год, или 11-12 рабочих дней. Впечатляет? А если перекуры занимают не 5 минут, а 10, или если выкуривает человек не 5 сигарет, а в два раза больше? То и «убитое» рабочее время можно умножать на два. Получаем те самые 22-24 дня. Это же целый месяц — практически дополнительный отпуск!
А теперь переведем рабочее время в деньги. В 2024 году номинальная начисленная заработная плата в России составила 87952 рубля в месяц. Умножим эту цифру на 14 млн работающих курильщиков и получим 1,23 трлн рублей — такую сумму работодатели ежегодно платят за воздух, точнее — за дым. И это не считая косвенных потерь в виде снижения продуктивности курильщика, дополнительных больничных и т.п. А ВВП России, напомним, в прошлом году составил 200 трлн.
«ПОЖИРАТЕЛИ» ВРЕМЕНИ
«Ну, я-то не курю, так что это все не про меня», - скажут сейчас многие читатели. И будут неправы. Эксперт по трудовым отношениям Валентина Митрофанова в статье «Куда уходит рабочее время» рассказывает о том, что непосредственно на работу мы тратим меньше трети рабочего времени. И речь не только о курильщиках.
К «пожирателям» рабочего времени среднестатистических сотрудников Валентина Митрофанова относит следующие.
1. Разговоры с коллегами (кофе-паузы, перекуры, утренние приветствия, обсуждения новостей и т.п.). Это, по оценке эксперта, может занимать до 20–30% рабочего дня.
2. Внешние коммуникации, не связанные с выполнением служебных обязанностей (общение с семьей, нерабочая переписка, листание соцсетей). На это может уходить 10–20%.
3. Работа, которая не входит в обязанности сотрудника или является ненужной. Это, например, когда коллеги сваливают на сотрудника свою работу или когда сотрудник не расставляет приоритеты в своей работе. На этот фактор уходит в среднем 5–10%.
4. Неэффективная организация рабочего процесса, которая «съедает» еще 10% времени.
«Допустим, что у руководителя не регламентированы часы приема сотрудников, и они могут в любое время приходить к нему по любым вопросам, - поясняет этот пункт Валентина Митрофанова. - Но нельзя забывать, что если, например, руководитель десять минут делал какое-то дело и потом отвлекся (даже вроде бы на секундный вопрос), к прежней трудоспособности при решении текущей задачи он вернется не ранее чем через те же десять минут».
КТО ВИНОВАТ? И ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Конечно, есть профессии, где рабочий процесс – это поток, есть расписание и четкий регламент – врачи, учителя. Там транжирится намного меньше времени. А самые большие потери – у так называемого «офисного планктона» - сотрудников административных отделов и т.п., - пояснила Валентина Митрофанова в беседе с «Комсомольской правдой». – Основная вина в этом – на работодателе. Потому что это именно он должен четко ставить задачи и контролировать сроки их выполнения. Тогда у людей не будет времени отвлекаться.
- Многое зависит от компании, должности и функционала работника. Но то, что большинство «белых воротничков» в нашей стране реально трудятся меньше положенных 8 часов, – с этим соглашусь, - говорит карьерный консультант Галина Бобкова. - Отвлекаться на посторонние дела в большей степени могут себе позволить офисные сотрудники обслуживающих подразделений (бухгалтеры, экономисты, делопроизводители, сисадмины, сотрудники АХЧ и т.д.), Они – не на передовой, и их зарплата, как правило, не привязана к результатам работы, как, например, у менеджеров по продажам. А когда тебе платят за время, проведенное на работе, и нет срочных задач, ты можешь позволить себе отвлекаться на разговоры с коллегами, чаи и соцсети.
- Работодатели, которые хотят разобраться, чем заняты их сотрудники, должны проводить хронометраж рабочего времени, чтобы понимать, сколько требуется на выполнение задач (хронометраж — это анализ затрат времени на циклические трудовые процессы с целью их оптимизации, - Ред.), - говорит Валентина Митрофанова. – А сотрудники должны ответить себе на вопрос – для чего мы приходим на работу? Ведь если не отвлекаться, то можно успевать все делать раньше, а значит не засиживаться потом на работе и успевать делать дополнительную работу. А если сотрудник будет эффективен, он может обоснованно ставить вопрос о повышении зарплаты.
ОТВЛЕКСЯ = ПЕРЕСТАЛ РАБОТАТЬ? НЕ ВСЕГДА
- Хронометраж имеет смысл, когда у сотрудников есть рутинные функции, - считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. – Но даже в офисе работа у людей часто бывает на износ – по 12 часов в сутки и без перекуров. Если трудовые процессы не отлажены, то – да, могут возникнуть ситуации, когда у сотрудников много свободного времени. Например, если постоянно меняются задачи, если непонятно, какого результата от них ждут и когда именно. И вина в таких случаях целиком на работодателе.
Однако, по словам профессора, важно еще понимать, что человек не машина. Работоспособность может быть выше и ниже в разное время, и даже за кофе или беседой с коллегой человек может продолжать обдумывать рабочую задачу, хотя со стороны кажется, что он отвлекся.
- Известно, что начало смены обычно дается тяжело, в это время производительность труда ниже, чем, например, за час до обеденного перерыва, - объясняет Александр Сафонов. – Работая за компьютером, мы должны прерываться минут на 5 через каждые 15 минут. Но обычно так не получается, и человек сначала сидит не разгибаясь 2-3 часа, а потом ему нужно 30-40 минут отдыха. Но разве можно сказать, что это – время, в которое он не работает? Творческий процесс решения рабочей задачи не прерывается, когда мы обедаем или прогуливаемся. И, конечно, если есть возможность сделать работу позже, человек сделает ее позже – так мы устроены. Но это ничего не говорит о результативности!
- Ряд исследований показал, что невозможно одинаково продуктивно трудиться над рабочими задачами все 8 часов. Нужны перерывы, переключение на другую деятельность, иначе человек устает и теряет концентрацию. Особенно это актуально для специалистов творческих профессий, к которым в том числе относятся и программисты. Вопрос только в соотношении времени, уделяемого основным задачам и нерабочим активностям, - уточняет Галина Бобкова.
Наказывать и ежеминутно контролировать подчиненных, по мнению эксперта, неэффективно.
- Лучше вдохновлять их своим примером увлеченности делом, создавать прозрачные и понятные системы мотивации, привязывать любые способы поощрения сотрудника к результатам его работы и внедрять автоматизированные системы, позволяющие отслеживать промежуточные показатели деятельности каждого специалиста, - говорит Бобкова.
- Работодателю надо тратить время на правильную организацию труда, а не на контроль за тем, кто зашел в соцсети. Он должен освоить роль модератора, генерального конструктора рабочих процессов, а не надсмотрщика, - уверен Александр Сафонов.
НА ЗАМЕТКУ
Как повысить свою эффективность и перестать отвлекаться
Если у вас есть желание повысить свою эффективность, чтобы успевать в рабочее время как можно больше, но у вас хромает самодисциплина и вы склонны отвлекаться, карьерный консультант Галина Бобкова рекомендует следующее.
1. Составляйте письменные планы на следующий день и старайтесь их придерживаться. То, что не успели выполнить, переносите на следующий. Не распекайте себя, если что-то не удалось сделать, так как это вызывает стресс, который захочется «заесть» чем-то приятным, в том числе посиделками с коллегами и листанием соцсетей.
2. Определите свои наиболее продуктивные часы и старайтесь в это время делать бОльшую часть своей работы.
3. Поощряйте себя – придумайте себе вознаграждение за то, что вы вовремя сделаете все запланированное.
4. Следите за временем, когда переключаетесь с работы на что-то другое. Разговоры и соцсети – ненасытные пожиратели времени, поэтому выделяйте себе на них несколько минут, а потом принудительно возвращайте к своим рабочим обязанностям.
5. Иногда желание прокрастинировать у нас возникает, когда мы пугаемся объема работы или сложности задач. Чтобы этого не происходило, разбивайте их на более мелкие дела. А затем выделяйте себе определенное время на выполнение каждого.
6. Чтобы обилие задач не вынудило вас дезертировать в посторонние активности, оценивайте их и выполняйте по матрице Эйзенхауэра:
- в первую очередь – важные и срочные;
- во вторую – неважные, но срочные (если вы – руководитель, их лучше делегировать подчиненным, чтобы не отвлекаться на них);
- затем – важные, но несрочные;
- и, наконец, – неважные и несрочные.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Инфляция и безработица растут быстро, зарплаты – медленно
Разбазаривание рабочего времени – не только проблема конкретного предприятия или сотрудника. Эта проблема влияет на экономику в целом и негативно сказывается на благосостоянии всех граждан страны. Перечислим основные последствия.
1. Снижение экономического роста.
Низкая производительность труда замедляет рост ВВП и снижает инвестиционную привлекательность страны.
2. Уменьшение конкурентоспособности.
Отечественные товары и услуги становятся дороже и уступают в качестве товарам из других стран. В результате снижается экспорт и растет зависимость экономики от импорта.
3. Рост инфляции.
Высокие издержки производства приводят к увеличению цен, а значит снижают покупательную способности населения.
4. Рост безработицы.
Компании сокращают работников, чтобы снизить издержки. Растет неформальная занятость, все больше компаний стараются платить сотрудникам зарплату «в конверте».
5. Ухудшение условий труда.
Работодатели экономят на модернизации оборудования и безопасности. Повышается нагрузка на сотрудников без роста оплаты труда.
6. Растет технологическое отставание от других государств.
Снижается мотивация к обучению и профессиональному развитию. Квалифицированные специалисты активнее уезжают в страны с лучшими условиями («утечка мозгов»).
7. Увеличивается госдолг и бюджетный дефицит.
Снижаются налоговые поступления. Растет зависимость от внешних займов.